Нарушения речеого развития у детей

ЗРР - задержка речевого развития

ЗРР - задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет.

 Развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:

 - развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка;

 - овладение словарным запасом и правилами синтаксиса;

 - активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается;

 - овладение смысловой стороной речи.

В психическом развитии ребенка речь имеет важное значение, выполняя три главных функции:

 -коммуникативную

 -обобщающую

-регулирующую.

 Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

 Задержка в развитии речи у детей требует обязательной логопедической коррекции.

Если у ребенка к 2,5 годам не появилась речь необходимо обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу.

Занятия важно начинать как можно раньше и не ждать возрастного рубежа 4-х лет.

  ОНР - общее недоразвитие речи

ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

 У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

 Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

 Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной (речевой) школе.

  ФФНР - Фонетико - фонематическое недоразвитие речи.

 Фонетико-фонематическое недоразвитие- это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми нарушениями вследствии дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).

Проявления ФФНР:

 1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. когда один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух, трех других звуков.

 2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими меньшую произносительную трудность для ребенка.

 3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других- заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

 Отмеченные особенности могут сочетаться и с другими недостатками произношения: звук Р- горловой, звук С- межзубный, боковой и т.д.

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем). У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые могут остаться незамеченными. Эти дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.

  Дислалия

 Дислалия - нарушение звукопроизношения - подразделяется на два вида:

 органическую - вызванную органическими дефектами переферического речевого аппарата: изменения в строении челюстей; укорочение подъязычной связки (уздечки); неправильное строение нёба (слишком высокое, наоборот низкое, плоское и т.д.)

 функциональную - выражающуюся в неправильном звукопроизношении, при котором дефектов в строении артикуляционного аппарата нет.

 При органической дислалии, коррекцию дефектов переферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т.д.) проводит врач ортодонт, стоматолог. Коррекцию звукопроизношения проводит логопед.

 Причины возникновения функциональной дислалии:

 неправильное воспитание речи в семье(сюсюканье)

 подражание плохо говорящим сверстникам

 двуязычие в семье

 педагогическая запущенность

 недоразвитие фонематического слуха

 недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата

 (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта)

 снижение слуха

 отклонения в умственном развитии ребенка.

 Выделяются несколько видов дислалии:

 1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.

 2. Ротацизм - нарушение призношения звуков р, р".

 3.Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л".

 4. Дефекты произношения небных звуков:

 каппацизм - звуков к и к"

 гаммацизм - звуков г и г"

 хитизм - звуков х и х"

 йотацизм - звука й.

 5. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д.

 6. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т.д.

 По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушеннодо четырех звуков) и сложную (нарушенно более пяти звуков).

 Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и более артикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) - это полиморфная дислалия.

В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном периоде речь наиболее пластична и податлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче.

 Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.

 Дизартрия

 Дизартрия - нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

 Основные проявления дизартрии:

 - расстройство артикуляции звуков

 - нарушение голосообразования

 - изменение темпа и ритма речи

 - изменение интонации.

 Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

 Причины дизартрии:

 органические поражения ЦНС в результате воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем развитии.

Чаще это внутриутробные поражения, вызванные:

 -острыми и хроническими инфекциями,

 -кислородное голодание (гипоксия),

 -интоксикации ,

 -токсикозы беременности,

 -несовместимость по резус-фактору,

 -ряд других факторов, создающих условия для возникновения родовой травмы.

 При родах:

 -недоношенность;

 -асфиксия ;

 -травмы.

Реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка.

 Работа по коррекции речи при дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества логопеда и родителей.

  Заикание

 Заикание - является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными расстройствами, которые у детей и взрослых часто становятся доминирующими.

 Как и при других невротических нарушениях, в механизмах развития заикания принимают участие психологические, социально-психологические и биологические факторы. Во многих случаях заикания отмечается так называемая органическая "почва" в виде церебральной дефицитарности различного генеза (В.М. Шкловский).

 Коррекция заикания включает комплексный подход и включает следующие этапы:

 -диагностика

 -гомеопатическое \ медикаментозное воздействие (укрепление нервной системы) способствуещие нормализации функций нервной системы ребенка и создающие благоприятный фон для активной логопедической работы и психотерапии (назначается врачом невропатологом, психиатром).

 -психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы), которое направленно на восстановление (приобретение) уверенности в себе, собственных силах, в возможности преодолеть речевые трудности; снимается патологически фиксированное внимание на запинках, переключение фиксации внимания на успехи,

-логопедическое воздействие, осуществляется на протяжении длительного курса занятий. Основной целью занятий является воспитание навыков правильной речи,

-воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу (воспитание уверенности в себе, сознание своего "я", здоровый взгляд на дефект речи, желание преодолеть его, поддерживание сознание успеха проделанной работы).

Литература

1. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. 3-е изд. М.: Владос, 1999. 678 с.

2. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. 367 с.

3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989. 221 с.

4. Нарушения развития речи у детей и их коррекция - Н. Н. Заваденко, доктор медицинских наук, профессор РГМУ, Москва (http://www.lvrach.ru/2006/05/4533858/)