Звуки речи и наш речевой аппарат

Что такое звуки речи?

Звуки речи – это результат сложной работы артикуляционного аппарата, т. е. это то, что мы произносим .

Звуки вне речи не имеют значения, они приобретают его только в структуре слова и помогают отличить одно слово от другого и обладают смыслоразличительным значением.

Звуки – смыслоразличители называются фонемами.

Что такое «звук» и «буква»?

Запомните!

Звуки мы слышим и произносим;

Буквы мы видим и пишем.

Речевой аппарат

Речевой аппарат - это целый завод по производству звуков речи, где принимают участие три главные части периферического речевого аппарата:

Энергетическая (дыхательная)

Генераторная (голосообразующая) Резонаторная (звукообразующая)

Энергетическая (дыхательная)

 Это лёгкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея). Они обеспечивают силу звучания голоса.

 Генераторная ( голосообразующая)

Резонаторная (звукообразующая)

Гортань с голосовыми связками и мышцами обеспечивают высоту и тембр голоса .

В полости рта и носа рождаются гласные и согласные звуки и их дифференциация по способу и месту образования. Носовая полость выполняет резонаторную функцию – усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость.

Артикуляционный аппарат

 Артикуляционный аппарат – это самый активный орган по производству звуков речи, к которому относятся

язык, губы, мягкое нёбо, твёрдое нёбо, нижняя челюсть и т.д.

Как образуются звуки речи?

Воздух, выдыхаемый из лёгких во время речи, по трахее попадает в гортань.

Из гортани выдыхаемая струя воздуха (с голосом или без него) попадает в ротовую или в носовую полость.

Самым активным и подвижным органом артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно изменение их положения формирует каждый звук речи.

Органы речи нужно беречь.

Воздух, выдыхаемый из лёгких во время речи, по трахее попадает в гортань.

Из гортани выдыхаемая струя воздуха (с голосом или без него) попадает в ротовую или в носовую полость.

Самым активным и подвижным органом артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно изменение их положения формирует каждый звук

Источники информации:

Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г.

Г 37 Уникальная методика развития речи дошкольника. – СПб.: Издательский Дом «Нева» М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 688 с.

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 – 256 с.