Артикуляционная гимнастика

Важнейшим условием правильной речи является хорошее развитие органов артикуляции(язык, губы, мягкое нёбо). Наш язык-это мышечный орган, а значит, его можно тренировать, так же как и руки и ноги и т.п. Для тренировки мышц языка, губ и существует артикуляционная гимнастика.

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Для детей 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет лучше владеть своим языком, выполнять сложные движения и в результате, правильно произносить звуки.

Для детей, более старшего возраста артикуляционная гимнастика станет подготовительным этапом для коррекции произношения звуков.

Упражнения подбираются в соответствии с дефектом произношения. Очень хорошо, если есть возможность проконсультироваться с логопедом, который подберет упражнения именно для вашего ребенка. Для индивидуальной работы с ребенком логопед подбирает артикуляционные упражнения с учетом конкретно нарушенного звука. В начале занятий с ребенком, т. е. в подготовительный период работы над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки того или иного звука, т. е. отрабатываются четкие артикуляционные уклады, затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка).

В случае если такой возможности нет, можно выполнять основной комплекс артикуляционной гимнастики.

При проведении гимнастики самостоятельно необходимо соблюдать некоторые правила:

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.

Время гимнастики не должно превышать 5-7 минут

Все упражнения выполняют от простого к сложному

Все упражнения выполняются сначала медленно, постепенно выполняются в нормальном темпе.

Количество повторений также постепенно увеличивается от 1-3 раз до 5-10 раз

Каждое упражнение взрослый показывает.

Артикуляционную гимнастику проводят 2 раза в день(утром и во второй половине дня)

Занятия должны быть в игровой форме или в форме сказки.

Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев, например укладывание языка на дно ротовой полости «дорожкой», упражнение «чашечка», установка языка за нижними зубами (уклад для звука [с]), подъем языка к альвеолам. Выработка определенного артикуляционного уклада порой требует сотни повторений и не следует думать, что предложенные комплексы упражнений будут усвоены детьми за одно занятие. Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно сформированы у ребенка. Новые артикуляционные упражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их названия, вводятся игровые образы.

Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия. Например, положение острого языка, называемое в логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с морковкой, концами ножниц, верхушкой елки, ракетой, шпагой, острым

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1.Лягушка

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 10. повторить 5 раз.

*нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо

К ушкам.

Потяну, перестану,

И нисколько не устану.

2. Хоботок ( Дудочка)

Вытянуть губы вперёд. Подержать 5 секунд. Повторить 5 раз. Можно чередовать с 1 упражнением.

Подражаю я слону,

губы хоботком тяну,

потихоньку отпускаю,

и на место возвращаю.

3.Бегемотик.

Открыть широко рот и удерживать 5-7 секунд, повторить 5 раз.

Бегемотик наш смешной,

Открывает ротик свой,

ты скорее не зевай,

ротик тоже открывай.

4. Язычок тянется.

Открыть широко рот, язык поднять вверх, так , чтобы подъязычная уздечка растянулась полностью. Удерживать эту позицию 10 секунд. Повторить 5 раз.

Тянемся, тянемся,

до неба мы дотянемся.

5.Лопаточка

Открыть рот, высунуть язык, так чтобы он лежал на нижней губе. Язык должен быть широкий, не двигаться. Удерживать положение 5-10 секунд. Повторить 5 раз.

Язык в лопатку преврати

И до 5(6,7,…) его держи.

Раз, два, три, четыре, пять,….

Пора уже и отпускать.

6.Иголочка

Открыть рот, высунуть узкий язык, как жало и удержать его в течении 5 секунд. Повторить 5 раз.

7. Часики.

Высунуть язык и совершать им движения вправо-влево.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так.

 

Ниже представлено видео упражнений артикуляционной гимнастики